Жеребченко Юлия Алексеевна

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

 Юлия Жеребченко

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли

В. А. Сухомлинский

Значение развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста очень велико. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них развиты память, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры. Гармонизация движений тела, мелкой моторики кистей рук и органов речи способствует формированию правильного произношения звуков, учит соблюдению речевых пауз и снижает психологическое напряжение.

В среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. В связи с этим, в своей работе активно использую пальчиковую игровую деятельность. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игрыотображают реальность окружающего мира: предметы, животных, явления природы, людей и их деятельность. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры, являются инсценировкой каких-либо рифмованных историй, стихов, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность ориентироваться в таких понятиях как: вправо, влево, вверх, вниз. Эти игры очень важны и для развития творческих способностей дошкольников среднего возраста. Если ребёнок усвоит одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков, песенок, потешек и прибауток.

Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Зачастую, непродуманное искусственное использование этих упражнений, не вызывает у детей интереса к ним и не даёт достаточного корригирующего эффекта. Для получения максимального результата пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Для эффективности занятий по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста использую следующие методы и приёмы:

1. провожу индивидуальную работу по изучению пальчиковой игры;

2. тренирую отдельно каждый палец;

3. предлагаю ребенку стать ведущим или «воспитателем» для проведения пальчиковой игры с остальными ребятами группы;

4. разучиваю с детьми сказку и распределяю роли для показа пальчикового театра.

Пальчиковые упражнения при умелом включении их в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики большое множество. При желании, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно.

Главное в пальчиковой игровой деятельности - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразуИгры и упражненияпальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина.

6 февраля 2021 в 21:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.